Когда бить тревогу, или каковы параметры развития ребенка?

С самого рождения внимательные родители с помощью медицинской сестры
следят за развитием своего малыша. Но в первый год жизни сделать это
достаточно просто: важно следить за параметрами прибавления в весе и
росте. Каждому месяцу жизни ребенка присущи все новые движения и
достижения. Например, в два месяца ваше чадо должно держать недолго
погремушку, улыбаться, когда вы с ним ласково разговариваете, следить
за вашими движениями. На третьем месяце малыш может поднять голову,
чтобы осмотреться, если лежит на животике, крепко удерживает игрушку,
волосы или другие части тела. На четвертом, опираясь на руки взрослых,
может полностью подниматься на ноги, начинает различать предметы, если
их ему называли, может показывать, чем ему хочется поиграть. С этого
возраста общение малыша с родителями становится более осмысленным,
взгляд более сфокусированным. С пятого месяца чадо тренируется сидеть,
а опираясь на какую-либо удобную поверхность, может сидеть уже
достаточно долго – можно попробовать усадить его в специальный
стульчик, чтобы дать прикорм или немного поиграть во что-нибудь.
Определенными звуками может сигнализировать о своих желаниях. С шести
месяцев ребенок может стоять, держась за устойчивые предметы, сидеть
без какой-либо помощи, лучше управляет рукой, беря маленькие игрушки
двумя пальцами. Затем ребенок начинает ползать, ходить, говорить – все
эти нюансы говорят о своевременном развитии вашего малыша. Небольшие
отклонения допустимы и обычно сразу заметны, так как вы должны
показывать младенца врачу каждый месяц.

Но начиная с года, точные параметры развития отсутствуют, и врач уже
не контролирует рост и вес малыша так часто, как первые 12 месяцев,
хотя они до сих пор показательны. В первые два месяца после исполнения
годика ребенок должен самостоятельно ходить, пытаться надевать одежду
самостоятельно, уверено открывать ящики и шкафы. В это время малыш
понимает и повторяет «да» и «нет», а также некоторые другие звуки,
похожие на конкретные слова. В это время вы можете посещать развивающий центр для детей,
где малыш будет играть с другими детьми, а вы сможете узнать больше о
том, чему следует учить ребенка на данном этапе развития.

В полтора-два года ребенок должен самостоятельно играть с игрушками,
разговаривая с ними (на своем, конечно, «диалекте»). Теперь у него
улучшена координация: малыш поднимает сам упавший предмет, не падая сам
при этом. При должном обучении понимает положение предмета – вверху и
внизу, должен знать понятие «опасно», «горячо» и т.п. На помощь в
развитии вам может прийти детский сад на Рублево-Успенском шоссе или другое учебное заведение.

Таких показателей общего развития существует немало, пересказать все
невозможно, так как они охватывают и физическое развитие, и понимание
логики, и знание некоторых явлений, а также развитие речи. Нужен ли логопед ребенку,
психолог или другой специалист для коррекции развития, вы сразу вряд ли
поймете. Отсутствие определенных параметров развития вы можете заметить
в сравнении со сверстниками, так как с возрастом точные рамки
взросления размываются – больше общайтесь с другими родителями и их
малышами, что будет полезно не только вам, но и ребенку для развития
социальных навыков.

Детские колыбельные песни

Детские колыбельные песни

Все родители стараются подарить своему ребенку все самое лучшее, что есть в этом мире. Но самый главный их подарок — безграничная, ни с чем не сравнимая любовь. Все мы помним теплые мамины прикосновения, ее нежный голос и, конечно же, ту колыбельную, которую она напевала по вечерам. Читать далее «Детские колыбельные песни»

Сенсорное воспитание детей

Сенсорное — значит относящееся к чувствам, ощущениям. Мы уже говорили, что все органы чувств у новорожденного готовы к функциональной деятельности и нуждаются лишь в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания.
Конечно, его задачи в первые месяцы жизни малыша еще сравнительно просты, но важно, чтобы они непременно выполнялись.
Способность ребенка на чем-то задерживать взгляд в норме возникает в конце первого — начале второго месяца.
На третьем месяце жизни малыш уже более продолжительное время сосредоточивает свое внимание на лице матери, висящих над кроваткой игрушках, даже на передвигающихся в его поле зрения людях. Читать далее «Сенсорное воспитание детей»

Основа воспитания детей раннего возраста

Основой воспитания детей раннего возраста должно стать удовлетворение в полной мере всех физиологических потребностей.
Если малыш недоспал, голоден, находится в мокрой или стесняющей его одежде и поэтому испытывает отрицательные эмоции, пытаться его воспитывать, добиваться формировании каких-либо хороших привычек — занятие бесперспективное и даже негуманное.
Нервно-психическое развитие грудного ребенка напрямую связано с состоянием его здоровья и уровнем физического развития. Подвижный, физически развитый, крепкий малыш быстрее приобретает полезные навыки и добрые привычки, легче поддается воспитательным усилиям, нежели его ослабленный, болезненный сверстник.

Очень часто родители не могут уделять  достатоточно времени  уходу и воспитанию своего ребенка в силу профессиональной занятости. В этом случае на помощь придет служба, предоставляющая услуги для ведедения домашнего хозяйства.

Это и домработница, которая львиную долю рутиного труда возьмет на себя, и няня для ребенка, которая поможет с уходом за новорожденным.

Гувернантка уже при достижении 4 лет нашей малышкой сможет заняться воспитанием чада. Именно гувернантка поможет привить желаемые качества и черты характера, полезные привычки, подготовить к школе малыша и заняться изучением иностранного языка.

Привычка — потребность — черта характера.

Конкретные задачи, методы и приемы воспитании не остаются одинаковыми на протяжении всего грудного возраста.
Привычка — потребность — черта характера. Уже с конца первого — начала второго месяца жизни у подавляющего большинства детей можно выработать привычку спать и бодрствовать в определенные часы.

Дети мира.Дети мира.

Чтобы у младенца образовалась привычка засыпать вовремя, надо позаботиться об определенных условиях. Многие родители почему-то считают, что новорожденный и грудной ребенок и слышит не совсем хорошо и видит слабо, потому громкая речь, звук радио и телевизора, электрический свет ему во время сна не мешают.
Некоторые горе-родители считают даже, что детей надо с рождения приучать к «современному грохоту жизни». Это невежество выливается по сути дела в насилие над очень слабой нервной системой малыша — вплоть до развития неврозов. Ребенок слышит еще до рождения, в момент засыпания и во время сна ему, как и всякому человеку, нужна тишина. И свежий воздух.
Перед укладыванием малыша комнату необходимо тщательно проветривать, и хорошо бы приучить ребенка спать при открытой форточке.

Здорового, нормально развивающегося малыша нет никакой надобности укачивать, носить на руках, давать дополнительно — вне режима — грудь, соску-пустышку и так далее.
Даже привычка слушать колыбельные песни быстро превращается в рефлекс: без убаюкивающих мелодий ребенок кряхтит, раздражается, хнычет. В результате матери приходится распевать песни четыре раза днем да еще на ночь — устраивает вас такая перспектива?

В течение первого года жизни число укладываний и продолжительность дневного сна, бодрствования, а также количество кормлений меняются, в связи с чем возникает необходимость перевести ребенка на новый режим.
Хорошим критерием такой необходимости может служить его отношение ко сну. Если ребенок к моменту очередного приема пищи раз за разом не пробуждается, а уложенный в кровать не засыпает — значит, он физиологически созрел для смены режима дня. Привычка жить по четкому распорядку со временем трансформируется в потребность и станет замечательной чертой характера.

Много полезного найдете в одном из разделов сайта gfood.ru, посвященный развитию детей и их воспитанию.

Умственное развитие ребенка

Умственное развитие новорожденного ребенка начинается до появления на свет.

Воспитание крошечного человечка, для которого открывается новый огромный мир, сложное и ответственное дело. Оно должно начинаться с первого дня жизни. От ясного понимания основ и задач семейного воспитания во многом зависит будущее ребенка.
Иногда даже в образованных семьях главное внимание уделяется хорошему уходу, правильному питанию, то есть созданию комфортных условий. Воспитание души откладывается на потом, когда ребенок станет постарше, «поумнеет».

Малыш видит и слышит.Малыш видит и слышит.

Но ведь вскармливание, выхаживание, заботы о физическом развитии, закаливании нерасторжимы с элементами воспитания и обучения! Хотим ли этого или нет, мы постоянно своими действиями, словами, всем образом жизни влияем на формирование личности ребенка; с первых дней своей жизни он все впитывает как губка, и хорошее, и дурное.

Новорожденный слышит, видит, различает вкус, запахи, чувствует прикосновение, боль и т. д. Его умственное развитие определяется объемом информации, которую он получает. Отсутствие условий для активной самостоятельной его «деятельности», недостаток общения со взрослыми, дефицит впечатлений неизбежно ведут к задержке интеллектуального развития.

Брать ли ребенка на руки?

«Как же не брать, — скажут одни, — если он плачет, просится к матери, успокаивается на руках?». «Не брать, не баловать, не удовлетворять капризы», — заявляют категорически другие, полные решимости воспитывать «твердо». Кто прав?
Мировая наука и практика свидетельствуют: ребенку долго находиться без матери нельзя!
Психологи установили, что недостаток общения с родителями, дефицит материнской нежности, заботы, ласки в раннем возрасте искажают формирование личности. Педиатры, физиологи и психологи не устают повторять, что одинокое лежание в кроватке вредно для психики и здоровья грудного ребенка: брать его на руки (не только для кормления и пеленания) жизненно необходимо. Читать далее «Брать ли ребенка на руки?»

Грудничок — ежедневный туалет

Грудничок

Грудничок — существо активное: ему хочется все потрогать, попробовать на вкус.
Для членов семьи это оборачивается обязанностью содержать в идеальной чистоте детскую комнату или уголок; чаще делать влажную уборку, мягкую мебель, стены и потолок пылесосить и, конечно же, регулярно проветривать помещение. Столь же высокими остаются требования к чистоте белья и одежды малыша.
Приветствуя желание родителей одевать ребенка нарядно и красиво, врачи не устают повторять, что главное достоинство одежды — удобство и гигиеничность. Поэтому — ничего стесняющего движения и никакой синтетики!

Ежедневный туалет грудничка

Ежедневный туалет грудничка в первое время такой же, как и у новорожденного:
до шести месяцев детей купают ежедневно, во втором полугодии — через день.
С пеленок (!) нужно приучать детей мыть руки перед едой. Разумеется, моет руки малышу мама, но многократное повторение этой процедуры с раннего возраста формирует прочный условный рефлекс.
Когда ребенок научится уверенно сидеть — в восемь-восемь с половиной месяцев, — его следует высаживать на горшок. И хотя этот навык можно выработать и раньше — в четыре-пять месяцев, торопиться не стоит.

Горшок для ребенкаРебенка нужно приучать к горшку.

Сначала малыша сажают на горшок «накануне» возможной потребности: например, утром или после дневного сна, если пеленки оказались сухими, или через 20 минут после приема пищи (конечно же, горшок должен быть теплым).
Нельзя развлекать сидящего на горшке ребенка: предлагать игрушки, книги и т. д. Это тормозит образование рефлекса и задерживает самый акт мочеиспускания или дефекации.
Если малыш не оправился, его надо поднять с горшка, а через непродолжительное время опять усадить.

Не стоит откладывать обучение ребенка на то время, «когда сам поймет»: чем раньше он приобретет полезные привычки, тем приятней будет жить и ему, и родителям.

К одной из полезных привычек относится и привычка убирать за собой игрушки. Именно благодаря ей пришла мысль создать свой бизнес по чистоте.

Как лучше организовать распорядок дня ребенка — время бодрствования.

С конца первого месяца младенец недолго спокойно лежит в кроватке, свободно двигая ручками и ножками, разглядывая яркие игрушки. Напомним еще раз, что пеленать грудному ребенку руки — все равно, что связывать его! Одежда не должна стеснять движений, поэтому уже с трех-четырех месяцев во время бодрствования и игр детям надевают ползунки.

Распорядок дня растущего малыша.

Растет малыш, и постепенно изменяется распорядок его жизни: все больше времени отводится общению, играм, гимнастике, массажу, закаливанию. Но четкий распорядок дня нужно всегда соблюдать.
Жизнедеятельность всех систем организма, отправление всех его функций имеют явно выраженную периодичность со своими пиками и спадами. Этот естественный ритм и положен в основу типового режима для каждого возрастного периода. Это создает условия для нормальной деятельности нервной системы, органов пищеварения и выделения, способствует правильным обменным процессам и становлению психической деятельности.

МалышкаМалышка

Четкий распорядок дня жизни в семье — это, если хотите, признак высокой культуры, и именно в такой атмосфере должен воспитываться ребенок.
Там же, где под нажимом доброхотов устанавливают свободный режим, нередко случаются нарушения сна и аппетита, а то и заболевания.

Режим дня ребенка до года

Поговорим сегодня о режиме дня младенца.

В первую четверть года младенцу положено спать 16, 5—18 часов в сутки:
десять часов ночью и по полтора-два часа четыре раза днем.

К пяти-шести месяцам время сна сокращается до 16—16,5 часов (дневной сон — три-четыре раза на полтора-два часа).

Примерно до девяти-десяти месяцев ребенка обычно укладывают спать днем три раза на полтора-два часа, а общая продолжительность сна составляет 15—16 часов.

В последней четверти года суточная потребность во сне уменьшается до 14,5—15 часов (на дневной сон отводится дважды по два-два с половиной часа).

Ритм чередования сна и бодрствования устанавливается постепенно, если строго, пунктуально соблюдать режим дня. Чтобы сон младенца был крепок, засыпание быстрым, а пробуждение спокойным, нужно укладывать его в кроватку всегда в одни и те же часы, в хорошо проветренной комнате, а еще лучше — на свежем воздухе.
Малыш уснет без особого протеста, если позаботиться о естественном утомлении, наступающем после активного бодрствования.

Спящий малышСпящий малыш

Сколько спит ребенок.

Если новорожденный обычно бодрствует 30—40 минут, малыш второго месяца жизни — около часа, то в возрасте двух с половиной-трех месяцев ребенок может провести без сна от полутора до двух часов несколько раз в сутки.

Шести-семимесячный малыш «гуляет» до двух с половиной, а к концу года — до трех с половиной часов кряду. Его следует вначале покормить (предварительно, разумеется, подмыв и переодев в чистую одежду), затем общаться, развлекая и забавляя.