С самого рождения внимательные родители с помощью медицинской сестры
следят за развитием своего малыша. Но в первый год жизни сделать это
достаточно просто: важно следить за параметрами прибавления в весе и
росте. Каждому месяцу жизни ребенка присущи все новые движения и
достижения. Например, в два месяца ваше чадо должно держать недолго
погремушку, улыбаться, когда вы с ним ласково разговариваете, следить
за вашими движениями. На третьем месяце малыш может поднять голову,
чтобы осмотреться, если лежит на животике, крепко удерживает игрушку,
волосы или другие части тела. На четвертом, опираясь на руки взрослых,
может полностью подниматься на ноги, начинает различать предметы, если
их ему называли, может показывать, чем ему хочется поиграть. С этого
возраста общение малыша с родителями становится более осмысленным,
взгляд более сфокусированным. С пятого месяца чадо тренируется сидеть,
а опираясь на какую-либо удобную поверхность, может сидеть уже
достаточно долго – можно попробовать усадить его в специальный
стульчик, чтобы дать прикорм или немного поиграть во что-нибудь.
Определенными звуками может сигнализировать о своих желаниях. С шести
месяцев ребенок может стоять, держась за устойчивые предметы, сидеть
без какой-либо помощи, лучше управляет рукой, беря маленькие игрушки
двумя пальцами. Затем ребенок начинает ползать, ходить, говорить – все
эти нюансы говорят о своевременном развитии вашего малыша. Небольшие
отклонения допустимы и обычно сразу заметны, так как вы должны
показывать младенца врачу каждый месяц.
Но начиная с года, точные параметры развития отсутствуют, и врач уже
не контролирует рост и вес малыша так часто, как первые 12 месяцев,
хотя они до сих пор показательны. В первые два месяца после исполнения
годика ребенок должен самостоятельно ходить, пытаться надевать одежду
самостоятельно, уверено открывать ящики и шкафы. В это время малыш
понимает и повторяет «да» и «нет», а также некоторые другие звуки,
похожие на конкретные слова. В это время вы можете посещать развивающий центр для детей,
где малыш будет играть с другими детьми, а вы сможете узнать больше о
том, чему следует учить ребенка на данном этапе развития.
В полтора-два года ребенок должен самостоятельно играть с игрушками,
разговаривая с ними (на своем, конечно, «диалекте»). Теперь у него
улучшена координация: малыш поднимает сам упавший предмет, не падая сам
при этом. При должном обучении понимает положение предмета – вверху и
внизу, должен знать понятие «опасно», «горячо» и т.п. На помощь в
развитии вам может прийти детский сад на Рублево-Успенском шоссе или другое учебное заведение.
Таких показателей общего развития существует немало, пересказать все
невозможно, так как они охватывают и физическое развитие, и понимание
логики, и знание некоторых явлений, а также развитие речи. Нужен ли логопед ребенку,
психолог или другой специалист для коррекции развития, вы сразу вряд ли
поймете. Отсутствие определенных параметров развития вы можете заметить
в сравнении со сверстниками, так как с возрастом точные рамки
взросления размываются – больше общайтесь с другими родителями и их
малышами, что будет полезно не только вам, но и ребенку для развития
социальных навыков.