Умственное развитие новорожденного ребенка начинается до появления на свет.
Воспитание крошечного человечка, для которого открывается новый огромный мир, сложное и ответственное дело. Оно должно начинаться с первого дня жизни. От ясного понимания основ и задач семейного воспитания во многом зависит будущее ребенка.
Иногда даже в образованных семьях главное внимание уделяется хорошему уходу, правильному питанию, то есть созданию комфортных условий. Воспитание души откладывается на потом, когда ребенок станет постарше, «поумнеет».
Но ведь вскармливание, выхаживание, заботы о физическом развитии, закаливании нерасторжимы с элементами воспитания и обучения! Хотим ли этого или нет, мы постоянно своими действиями, словами, всем образом жизни влияем на формирование личности ребенка; с первых дней своей жизни он все впитывает как губка, и хорошее, и дурное.
Новорожденный слышит, видит, различает вкус, запахи, чувствует прикосновение, боль и т. д. Его умственное развитие определяется объемом информации, которую он получает. Отсутствие условий для активной самостоятельной его «деятельности», недостаток общения со взрослыми, дефицит впечатлений неизбежно ведут к задержке интеллектуального развития.