Школьное и домашнее образование в XIX веке в Европе и Америке

Образование детейНе все дети по состоянию здоровья и по другим причинам могли посещать гимназии и реальные училища, поэтому гувернерская система с XIX века окончательно сориентирована на подготовку детей к поступлению в высшие учебные заведения. Набор в гимназии и реальные училища происходил на конкурсной основе. Соответственно, в обязанности домашнего наставника или домашнего учителя входила подготовка ребенка к успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, гувернеры XIX века вынуждены быть высококвалифицированными специалистами в областях обучения и воспитания, а значит получать специальную педагогическую подготовку.

 

На государственном уровне осуществляется серьезная работа в области подготовки учителей. Массово открываются учительские семинарии, иногда в комплексе с практическими школами (школы при семинарии, в которых будущие учителя учатся применять теоретические знания на практике), повышают заработную плату учителям и гувернерам, увеличивают государственные расходы на образование. Появляется сеть приютов для обучения глухих, слепых, умственно отсталых детей. Создаются учебно-воспитательные учреждения для сирот, детские сады. Воспитание в них осуществляют наставники-гувернеры (их также называют надзирателями или воспитателями).

 

В Германии везде открываются женские курсы и женские гимназии. Поэтому к уровню образованности женщин-гувернанток предъявляются более высокие требования, чем в предыдущие века. В то же время, гувернантки получают большие возможности для повышения уровня своей квалификации. Этому способствует и система бесплатного образования.

 

Во Франции в XIX веке почти половину учеников составляли нахлебники, которые воспитывались под тщательным наблюдением гувернеров. В 1882 году во Франции был принят закон об обязательном всеобщем начальном образовании. Он предусматривал строгий контроль не только за работой учебных заведений, но и по системе домашнего обучения как составляющей общегосударственной образовательной структуры. Статьей 16 определялись формы контроля и регуляции содержания и качества домашнего образования: «Дети, которые получают домашнее обучение, обязаны ежегодно сдавать экзамены по дисциплинам и в том объеме, чтобы не отстать по уровню знаний от учеников школ». Потом указывался состав экзаменационной комиссии (под председательством инспектора народных училищ). Далее в законе говорилось: «Если познания ребенка окажутся недостаточными и комиссия не найдет для этого никаких оправданий, родители, получив сообщение о результатах экзаменов, должны в течение недели выбрать государственную или частную школу, посещение которой в дальнейшем становится для ребенка обязательным».

 

Англия в XIX веке осуществляла подготовку учителей для всех типов школ. На высоком уровне находилась специальная профессиональная подготовка гувернеров и гувернанток. Усиленное внимание к гувернерской системе объяснялось тем, что в Англии во всех типах школ и в обществе в целом воспитательный элемент доминировал над образовательным. За ведущую педагогическую цель признавали формирование самостоятельной, практической, здоровой личности — «джентльмена» или «леди».

 

Значительно разнообразнее предстает в XIX веке устройство школ в Новом Мире — в Соединенных Штатах Америки. Каждый штат имел свою систему образования, хотя между ними было много общего. Гувернерство в США распространено гораздо меньше, чем в Европе. Преимущество предоставляется общественному воспитанию и обучению. Однако в Америке, по образцу Англии, в учебных заведениях практикуется более индивидуализированный подход к детям. По согласованию с учениками, их родителями и директором в отдельных школах ученикам разрешено самостоятельно выбирать группу дисциплин для изучения. Сеть таких школ к концу XIX века возрастает.

 

При всем разнообразии воспитательных систем развитие образования и воспитания в разных странах в XIX веке имеет много общего. Образование становится светским и переходит под контроль государства. К организации образовательного дела активно привлекается общественность. Кроме общего образования предоставляются профессиональные знания. Улучшается подготовка учителей. Усиленное внимание обращается на физическое воспитание и на военную подготовку. Гувернерство превращается в контролируемую государством составляющую общественной образовательно-воспитательной системы.

Автор: bebi

Дети - это смысл моей жизни! И не важно, кто я: молодая бабушка или мамочка.