Первый класс! Как ваш ребенок проходит адаптацию в новой социальной среде?
Когда заканчивается сентябрь, родители первоклассников вздыхают с облегчением. Кажется, что все страхи и волнения позади. Но так ли это на самом деле? Психологи рекомендуют родителям внимательно наблюдать за ребенком и, в случае возникновения трудностей и симптомов плохой адаптации к школе, срочно оказать психологическую помощь.
Попадая в новую среду, новый ученик сталкивается со множеством факторов, которые влияют на нервную деятельность:
- Эмоциональная нагрузка – непривычное окружение, новый коллектив, отличия между педагогом в школе и воспитателем в детском саду;
- Умственные нагрузки – необходимость осваивать новые пласты информации по разным предметам одновременно;
- Физические нагрузки – режим дня, строгое расписание занятий.
Психологи говорят о том, что на адаптацию первокласснику может понадобиться до полугода, а минимальный срок привыкания – 2 месяца. Процесс адаптации очень индивидуален, зависит в первую очередь от личностных качеств, его интеллектуальной, физической и социальной подготовки.
Как понять, когда ребенок адаптировался к школе?
Родителям можно не беспокоиться о состоянии своего дитя, если он положительно рассказывает о происходящем с ним в школе, хорошо отзывается об учителях, имеет друзей среди одноклассников, быстро и терпимо осваивается с правилами школы и распорядком дня, выполняет домашние задания без напряжения. Важно также обратить внимание на аппетит и сон.
Как понять, что ребенок еще не адаптировался к школе?
Первым симптомом дезадаптации становится физическое состояние ребенка: плохой сон (трудное засыпание, тяжелое пробуждение, бессонница), плохой аппетит, усталость. Следует брать во внимание жалобы школьника на учителей и одноклассников, недовольство режимом дня и распорядком в школе. При выполнении домашних заданий такие дети капризничают, максимально сопротивляются. Как правило, при чутком подходе и вовремя оказываемой помощи, первоклассник адаптируется к школе уже к зиме учебного года.
Однако причины могут иметь и другой характер, более серьезный. Проявление слез, истерик, нежелание ходить в школу – не только признак психологического неприятия, но также особенностей умственного и физического развития.
К ним относятся нарушения моторики и сложности при концентрации внимания. Часто у детей нет проблем с коммуникацией, но из-за разного уровня подготовки к школе, некоторые просто не успевают постигать материал на фоне сверстников. Лишние замечания, упреки, строгость – и можно смело говорить о психологическом дискомфорте у ребенка и о необходимости оказать ему помощь и поддержку.
Ошибки родителей
Как ни странно, многие проблемы с дезадаптацией идут вовсе не из школы, а из семьи. В чем главные ошибки родителей, прямо влияющие на дискомфортные ощущения ребенка в школе?
- Возлагается слишком много ответственности и требований к самостоятельности.
2. Ребенок нагружается дополнительной домашней работой («уже взрослый, должен помогать и т. д.»)
3. Порицания за плохие оценки и замечания учителей.
4. Нагрузка дополнительными кружками и секциями.
5. Запрет детских игр.
Какую помощь можно оказать ребенку?
- Не ругать, не критиковать ребенка. Если ребенок плохо читает, пишет, то необходимо стараться ему помочь в улучшении знаний. Как говорилось выше – успеваемость во многом зависит от психотипа ребенка и степени его подготовки к школе. Не допускать критики при посторонних. Если есть факты сравнения с другими детьми, порицания при всех в школе со стороны учителей, обязательно поговорить с педагогом и директором школы.
- Не приводить в пример других детей. Помните о том, что ребёнку важно осознавать, что он нужен родителям и любим. Конкуренция с другими детьми лишь только приведет к замкнутости и отчуждению от коллектива.
- Брать во внимание то, какой темперамент у ребенка. Гиперактивным детям трудно спокойно просидеть полдня на уроках, а спокойным детям тяжело привыкнуть к ускоренному темпу обучения в школе.
- Важно вселять в ребенка уверенность в собственные силы, оптимизм и настраивать его на легкость.
- Искренно проявлять заинтересованность, узнавать об одноклассниках, учителях, слушать истории, которые ребенок рассказывает после школы.
- Поощрять, хвалить за успехи и отмечать достижения. Для ребенка важна поддержка и понимание того, что он справляется со всеми возникающими трудностями.
Следует помнить о том, что конфликты у детей по эмоциональной нагрузке намного сильнее, нежели у взрослых. Если родители могут справляться с эмоциями, возникающими в период трудностей на работе, то маленькому человечку справиться с этим намного тяжелее. Правильная установка родителей, атмосфера в доме, диалог с ним, умение слушать и замечать детали – ваш ребенок успешно адаптируется в первом классе. А профессиональные психологи помогут в случае трудно разрешимых ситуаций справиться с проблемой адаптации в школе.